«Я сам расскажу о времени и о себе…» | Новости ФК «Динамо» Москва

«Я сам расскажу о времени и о себе…»

# Динамо
Источник: Пресс-служба

К 95-летию со дня рождения (23 апреля 1918 г.)
К 40-летию со дня смерти (7 июня 1973 г.)
Александра Семеновича Пономарева

Среднего роста, плотно сбитый, с торсом борца, - крепыш – таков внешний вид Пономарева, центрфорварда таранного типа. Он выглядел устрашающе для защитников. Его могучие ноги часто загоняли мяч в рамку ворот пушечными ударами. Головой забивал редко, не его это. Любил всадить мяч со всей силушки, не нужны ему подрезки и подкрутки. А его неповторимый удар с лету с носка (пыром, как тогда говорили) – сущее наказание для вратарей. Он был жадный до голов, да и, как говорили, вел им счет, проверял, не обсчитали ли его в газетных публикациях. Словом, забивать мячи – его стихия. И назабивал их он в чемпионате 152 штуки, никто с ним потягаться не смог (только много лет спустя Олег Блохин его догонит и перегонит).

В молодые годы мог припугнуть защитника-опекуна, стойкость его проверить. Не исподтишка и не в открытую – но так, чтобы оппонент понял, что его сегодня «скушают». Если соперник не сдрейфил и показал, что не боится, значит, будем играть по-взрослому.

Только однажды посчитал себя незаменимым. Повод был: его команда (сталинградский «Трактор») в тот год прилично дебютировала в чемпионате СССР, с партнерами у него полное взаимопонимание, сам много забивает, народ валом валит на трибуны, чтобы восхититься игрой Шурика. А Шурику всего 20 лет. Вот голова и закружилась… Впрочем, тренер Юрий Николаевич Ходотов быстро вылечил пациента: не поставил его на домашний матч, который команда без своего лидера, тем не менее, блестяще выиграла 6:2…….

Получив такой урок, Шурик увидел и остро почувствовал, что не он главная фигура в команде тракторостроителей, а КОЛЛЕКТИВ.

Возможность дальнейшего участия мудрый наставник поставил на голосование общего собрания команды. Коллектив сказал: «Да!» и в ответ на доверие Пономарев выдал блестящий результат, подкрепив хет-триком выигрыш «Трактора». Следующий матч – и снова победа и снова три гола от Пономарева!

Он не был очень уж техничным игроком и космических трюков с мячом от него не ждали. Его козыри были другими: напор, страсть, жажда борьбы, стремление к победе в любом единоборстве и на любом участке поля. Словом, весь набор бойцовских качеств. Болельщики знали: если Пономарев на поле – скучно не будет.

Сам из рабочей семьи, Пономарев и на футбольном поле был как рабочий. Полагаю, это не случайное совпадение, но все команды, за которые ему довелось играть, представляли коллективы крупнейших рабочих предприятий: сначала это сталинградский тракторный, потом команда автозавода им. Сталина «Торпедо» и, наконец, коллектив донбасских горняков «Шахтер».

После завершения карьеры футболиста Пономарева невозможно было представить в какой-либо иной ипостаси, кроме как тренерской. Он и в роли наставника оставался верен своей сущности: только вперед, только к победе. Каждую команду, которую принимал, он поднимал выше в турнирной таблице. А для московского «Динамо» вообще оказался счастливой находкой – в год 40-летия спортивного общества сделал команду чемпионом страны.

Имел прочную репутацию специалиста-профессионнала: в год создания тренерского совета (1959) сразу вошел в его состав. Если в коллекции Пономарева, как футболиста, есть только одна бронза (1951) и выигрыш Кубка СССР (1949), то достижения, как тренера  выглядят солидней – серебро ЧЕ-72 в Брюсселе и бронза ОИ-72 в Мюнхене со сборной СССР, золото чемпионата страны 1963 с московским Динамо.

Жаль, что не нашел времени и желания написать мемуары. А книга о нем известного журналиста Олега Кучеренко хотя и добротная, но до обидного мала по объему. По разбросанным очеркам и интервью Пономарева в газетах и журналах разных лет я попробовал составить мозаичную картину, предоставив слово самому Александру Семеновичу. Перед вами фрагменты его жизни, рассказанные им самим.

Юрий Кошель

1936 год. Подсказка маститого футболиста

Шел 1936 год, мне исполнилось 18 лет. Сборная Сталинграда готовилась к Спартакиаде Поволжья, меня включили в состав, и впервые в жизни я выехал с командой на весенний сбор в Батуми. У меня было правило: не ограничиваться обязательными тренировками, а выкраивать полтора-два часа ежедневно для самостоятельных упражнений с мячом. И вот как-то работаю я в одиночестве у стенки. Бью, подхватываю мяч, снова бью, и так раз за разом. А удар у меня, должен сказать, был слабый, хотя в футбол играл с малолетства: не было хорошей школы.

Тренируюсь я у стенки, и кажется мне, что все делаю правильно. А за мной, замечаю, в сторонке наблюдает крупный, атлетического телосложения мужчина, с характерными чертами лица, про таких принято говорить, раз увидишь – не забудешь. Меня это немного смутило, а мужчина направляется ко мне, я и вовсе оробел. Подходит он и говорит:

– Ты, паренек, бьешь только за счет одного колена, за счет его сгиба, а попробуй-ка включить бедро, чтобы бить с большим замахом и с одновременным коротким продвижением вперед, тогда и удар получится сильный.

Это было для меня откровением. Попробовал – и верно: небо и земля! Позже я узнал, что советчиком был Михаил Павлович Бутусов.

 

1939 год. Голы в ворота «Спартака»

Для форварда нет большей гордости, больше чести, чем заставить капитулировать первоклассного вратаря. А Владислава Жмелькова я считаю одним из наиболее талантливых, если не самым талантливым вратарем в истории советского футбола. Вот почему мне врезались в память эти голы.

Первый был забит так. Усов выбил мяч от ворот, он приземлился в центральном круге, подскочил, стукнулся о землю, опять подскочил. Почему, думаю, никто из москвичей на него не идет? И вот после третьего или четвертого отскока, уже на спартаковской половине я подхватываю мяч в воздухе и метров с сорока по бутусовскому наставлению «включив бедро», бью в верхний угол. Признаюсь, не рассчитывал на удачу, да и Жмельков потом говорил, что не беспокоился. Он кинулся за мячом, когда уже было поздно, и …запутался в сетке.

Второй гол тоже был для спартаковцев неожиданным. Мне выкинули мяч справа, я принял его метрах в пятнадцати от линии штрафной площади москвичей и пошел в лоб на сместившегося в центр левого защитника Василия Соколова. На первый взгляд, я оказался в невыгодной позиции, в тупике: рядом с Соколовым на одной линии был и Андрей Старостин, попробуй, обыграй двух таких великанов! Решив проскочить между ними, бросаю корпус вправо, потом влево, опять вправо. Финты получились настолько правдоподобными, что Соколов и Старостин на них попались: в итоге они столкнулись и тут же по инерции отпрянули друг от друга, оставив мне чистый коридор к воротам. Я вышел один на один со Жмельковым и, разумеется, не упустил удобного случая.

 

1946 год. Гол в ворота ЦДКА

Он хорошо чувствовал позицию, прекрасно играл головой, часто играл на опережение, обойти его на скорости было очень трудно, обвести не менее тяжело. Но я знал за Кочетковым один грешок: он мог увлечься, второпях потерять ориентировку, и при всей своей высокой технике срезать мяч, а в отдельных случаях и промахнуться. Поэтому играл против него всегда с максимальным напряжением, не исключал возможности такой ошибки и подстерегал ее. И однажды удачно использовал.

Случилось это в матче второго круга чемпионата СССР 1946 года. Счет 1:1. Кочетков, очевидно, не подозревал, что я давно этого ожидал, допустил срезку в центре поля. Мяч, крутясь над ним, взлетел, я в прыжке достал его головой и сразу оторвался от Кочеткова метров на десять. Рвусь вперед и вижу, что Владимир Никаноров – вратарь, игравший просто и надежно – двинулся мне навстречу. Как раз в этот момент я и нанес удар по мячу, и он, перелетев через Никанорова, попал в правый угол ворот.

Это вовсе не было какое-то наитие или слепая удача, это был здравый расчет. Анатолий Акимов не раз говорил мне, что когда вратарь выходит вперед, он не сможет мгновенно затормозить свое движение, изменить позицию, ему требуется для этого время. А его-то у Никанорова не было, поэтому и бросок в сторону оказался безрезультатным.

 

1948 год. Удар через себя

Самый известный свой гол Александр Пономарев забил в 1948 году в ворота московского «Динамо» через себя в падении.

Вот предыстория этого гола. Однажды торпедовцы прочли в газете, что какой-то футболист забил мяч через себя в падении и заслужил за это множество комплиментов. Игроки стали подзаводить Пономарева, мол, ты так не сможешь. Тот насупился и стал тренировать этот удар, а вскоре в матче с московским «Динамо» забил таким способом красивейший гол, чем вызвал бурю восторгов на трибунах и массу похвал в прессе.

Итак, идет игра, счет 1:1. Инсайд автозаводцев Г.Жарков открывается на правом фланге. Пономарев направляет ему длинный пас, а сам стремительно мчится к воротам Хомича в надежде получить верховую передачу и сыграть головой. Жарков такую передачу и сделал, но полузащитник Соломатин раньше, чем надо было, выпрыгнул, мяч попал ему в голову и взвился дугой над бежавшим к воротам Пономаревым, причем ясно было, что опустится он за спиной форварда. Он мгновенно развернулся и, очутившись к воротам спиной, ударил через себя под перекладину – Алексей Хомич даже шевельнуться не успел. Трудно передать, что творилось тогда на трибунах!

Такой удар на моей родине, в Донбассе, почему-то называли «сербиянкой». И если в данном случае «сербиянка» мне удалась, то лишь потому, что накопленные навыки помогали мне, как и в других ситуациях, выбирать нужную позицию и выполнять самые разнообразные игровые движения.

 

1959 год. Неудача Олимпийской сборной СССР

Олимпийская сборная СССР не выиграла отборочный турнир и потому не может участвовать в ОИ-60 в Риме. Тренером команды был М.И.Якушин, который подвергся нещадной критике во всех газетах. Помощником по рекомендации тренерского совета был назначен А.С.Пономарев. Посмотрите как аккуратно и ненавязчиво, но объективно и корректно Александр Семенович защищает старшего коллегу.

Создание настоящего игрового ансамбля – процесс сложный и длится порой годами. В нашем распоряжении было три месяца, и команду пришлось создавать урывками, на ходу, во время чемпионата страны, который шел параллельно своим чередом. Не хуже вас знаем, что лучше всего создавать сборную на базе сильной клубной команды. Но это было невозможно, потому что основные игроки сильных команд, которые, собственно говоря, и делают эти команды сильными, не имели права играть за олимпийскую сборную. В нашем распоряжении было несколько десятков футболистов среднего класса, мало в чем уступающих друг другу и ничем особенным не выделяющихся. Было ясно, что настоящего игрового ансамбля не создать. Оставалось единственное – отобрать наиболее сильных игроков из тех, что есть, которые находились в хорошей спортивной форме.

Своего игрового почерка команда не имела, да и не могла иметь, потому что он вырабатывается не столько на тренировках, сколько в многочисленных боевых схватках.

Главный упрек, предъявляемый нам, тренерам, это частая смена игроков: «Вы меняете игроков, как цыган лошадей». Но мы вынуждены были это делать из-за травм футболистов, снижения ими спортивной формы. Так, перед решающим матчем с болгарами в Софии уже складывавшийся ансамбль был из-за этого разрушен. У нас оставался только один выход: заменить больных футболистов здоровыми. Мы вынуждены были ввести в команду шесть новых игроков.

Сделали мы ошибку при комплектовании команды на последний матч? Конечно, сделали. Теперь после игры ясно, что любой другой состав сыграл бы не хуже.

Выигрыш или проигрыш в один мяч говорит о равновесии сил. И не он определяет класс команды. Я вовсе не хочу уйти от ответственности, но кто может быть уверен в том, что наша третья, по существу, сборная, даже в ее лучшем составе, может наверняка выиграть у национальной сборной Болгарии на ее поле? Класс игроков, которых мы могли включить в олимпийскую команду, ниже класса лучших болгарских игроков. Тренерский совет должен был компенсировать этот недостаток за счет тактического единства команды, но сделать это не удалось по причинам, о которых говорилось выше. Нас, скорее, надо упрекать не в софийском поражении, а в том, что мы не добились победы над сборной Болгарии у себя на поле. Почему игрок может один матч играть с блеском, а другой – бледно и слабо? Вопросы психологической подготовки футболистов у нас вообще не изучаются, и неудача олимпийской сборной заставляет задуматься об этом.

- До каких пор у нас будут совершать ошибки? – спрашивают болельщики.

Меня в свое время считали хорошим снайпером, но я все-таки допускал ошибки в игре, и не представляю себе форварда, который их бы не делал. Тренировать команду сложнее, чем забивать голы. И если кто-нибудь из тренеров вам пообещает, что с понедельника он больше не будет делать ошибок, не верьте ему. Для того чтобы выиграть, надо быть сильнее противника. Мы не были сильнее, хотя и могли сыграть лучше.

 

1962 год. Знакомство с «Динамо»

История чемпионатов страны знает немало первоклассных команд. Но именно московское «Динамо» долгое время определяло почерк советского футбола. Отличительной чертой динамовцев всегда была высокоразвитая коллективность действий, тактически совершенная и вместе с тем глубоко творческая игра нападающих, хорошо сочетаемая с четкой взаимосвязью в линии обороны. И, наконец, команда «Динамо» всегда выделялась ровностью показателей. Динамовцев нельзя было упрекнуть в том, что они играют с сильными – сильно, а со слабыми – слабо. Они умели уважать соперника и зрителей и проводили встречи неизменно на высоком уровне, независимо от того, кто был их противником.

Как же тогда объяснить недавние неудачи «Динамо»? Диагноз болезни команды был поставлен до меня, и мне остается только его подтвердить: произошла смена поколений. Вынужденная замена опытных футболистов молодежью на том этапе оказалась неравноценной. Да и некоторые из так называемых «старичков» подвели команду недисциплинированным поведением. Но матчи, которые динамовцы провели в конце предварительного турнира, показали хорошие потенциальные возможности команды.

Значит, сам по себе футбольный механизм «Динамо» построен по правильным чертежам, но введенные в него взамен старых новые детали недостаточно притерлись. Продолжая эту аналогию, замечу, что сейчас мы как раз занимаемся этим «мелким», но очень важным ремонтом.

1962 год. Серебряные медали

Первопричину успехов динамовцев следует искать в периоде подготовки к сезону. В это время все мы, тренеры и футболисты, хорошо поработали. Прежде всего, наши усилия были направлены на повышение физической подготовки игроков. Кроме специальных упражнений футболисты много занимались другими видами спорта: штангой, легкой атлетикой и т.д. По своей интенсивности и целенаправленности занятия отличались от тех, которые команда проводила в прошлые годы.

Одновременно игроки вначале теоретически, а затем и практически стали изучать и отрабатывать современную тактическую систему 4+2+4. Могу сказать, что московское «Динамо» с начала чемпионата применяло (и играло до конца сезона) так называемую «бразильскую схему».

Не буду скрывать, что лучшие результаты применения новой тактики мы получили в линии обороны, нежели в нападении. Два наших центральных защитника – Г.Рябов и В.Царев очень удачно дополняют друг друга в игре. С самого начала мы добивались и в конце концов добились того, чтобы оба центральных защитника применяли зонную оборону, располагаясь на одной линии, как это делают бразильцы. Окончательную перестройку в других звеньях команды несколько притормозила болезнь наших полузащитников В.Аничкина и В.Иванова – игроков, хорошо подошедших бы к этому тактическому варианту.

Полузащитники должны выполнять в основном роль своеобразных диспетчеров команды, то есть быть подлинными конструкторами всех атак. И В.Маслов и В.Короленков (в большей степени) подходят к этой роли. Однако первому из них мешают недостатки в технике, которые он не может подменить даже большой работоспособностью. Не всегда справляется с поставленными ему задачами В.Короленков. Если можно так выразиться, играет он «однобоко», то есть ограничивает свой кругозор лишь одним крылом нападения, не замечая порой лучшие возможности на другом фланге. Кроме того, В.Короленков предпочитает играть в мелкий пас, не сочетая его со средними и длинными передачами.

Что касается игры нападения «Динамо» применительно к системе 4+2+4, то мы имеем вполне современных крайних форвардов – И.Численко и В.Фадеева и неплохих центральных нападающих, но они выглядели, возможно, несколько слабее своих партнеров.

 

1972 год. Тренер сборной СССР

Атлетические качества теперь приобретают иную окраску. Сила, мощь, пробивная способность отходят на второй план. В атлетической подготовке главное сейчас – ловкость, гибкость, координация. И, конечно, скорость. Чтобы приспособиться к мячу, необходимо быть быстрым и координированным.

Манера и система игры сборной должны брать истоки в своем клубном футболе, и соответственно тактика сборной должна строиться на основе лучших достижений клубов. При этом сборная имеет возможность все это использовать широко, всесторонне – у нее ведь лучшие исполнители.

Если в клубах есть большой выбор высококлассных исполнителей разнообразных игровых манер и амплуа, тренер сборной может, так сказать, изобрести, сконструировать мысленно модель игры команды, соответствующую его вкусам, творческим взглядам, турнирным задачам, а затем выбрать подходящих исполнителей. Но это мечта. На практике же мы вынуждены собирать лучших игроков из разных команд, желательно связками или линиями, и после этого, когда мы видим, что имеем, конструировать игру, подбирать тактические варианты.

Думаю, состав сборной не претерпит больших изменений. Безусловно, какие-то поправки в ходе сезона мы будем делать, привлекать тех, кто явно выделяется в матчах чемпионата. Однако главная задача, чтобы игроки сборной полностью раскрывались в своих клубах. Для этого необходим теснейший контакт с тренерами, составление совместных планов работы.

Я твердо убежден, что нельзя интересы сборной и клубов рассматривать отдельно, все связано воедино: и успехи и неудачи.

 

Как заинтересовать игроков тренировками?

Надо заинтересовать игроков открывающимися перспективами. И не надуманными, а реальными. Команду следует нацелить на решение выполнимой задачи.

Приведу несколько примеров из своей практики. В 1953 году я пришел в донецкий «Шахтер», команду класса «Б». Убедил игроков в том, что при упорном и самоотверженном тренировочном труде они способны перейти в класс «А». Воспитанники поверили в реальность перспективы и тренировались на совесть. И действительно, за два года эту задачу они выполнили.

В московское «Динамо» меня пригласили в 1962 году. Команда заняла в предыдущем сезоне 11-е место в чемпионате СССР. Но по подбору игроков, по их технической и тактической подготовленности можно было рассчитывать на большее. Тем более что футболисты этого клуба имели богатые традиции и не раз занимали призовые места в чемпионатах и добивались успеха в розыгрышах Кубка СССР.

Была поставлена задача – возродить утерянные традиции славного клуба и бороться за первое место в чемпионате. Игроков такая перспектива вдохновила, и они заиграли успешнее. Правда, сразу добиться желаемого не удалось: мы завоевали серебряные награды всесоюзных соревнований. Но зато на следующий сезон, в 1963 году, стали чемпионами страны.

Я мог бы привести немало примеров и того, как правильно поставленная индивидуальная задача окрыляла футболиста и помогала росту его мастерства. Ярче всего это проявилось в московском «Динамо». Многим игрокам, в частности Численко, Короленкову, Маслову, я поставил конкретную цель: войти в сборную СССР. Для этого каждому нужно было либо ликвидировать какой-то недочет, либо отшлифовать ту или иную грань своего мастерства. И действительно, в 1963 году в сборной страны 9 человек представляли динамовский клуб.

Характерен в этом отношении эпизод с Гусаровым. Он умел выполнить с мячом любой прием. Но вот трудиться на занятиях по общей физической подготовке недолюбливал. Считал, что футболисту это не обязательно. Немало времени и терпения пришлось потратить на то, чтобы переубедить талантливого игрока.

Сложнее всего было решить индивидуальную задачу Яшину. Ему надо было восстановиться после неудачи в чилийском чемпионате мира. Здесь в основном стояла цель преодолеть психологический барьер. Техническое мастерство Яшина не вызывало сомнений. Но спортивная пресса часто критиковала нашего лучшего вратаря, и нам – самому Яшину, товарищам по команде и мне – пришлось приложить немало сил, чтобы найти выход. Вы знаете, что Яшин после 1963 года – это совсем новый Яшин, стабильный и устойчивый страж ворот, лучший вратарь Европы, а может быть, и мира.